Тернистый «шелковый путь»

Южному Уралу нужна транспортная стратегия

Уникальное географическое положение – между Европой и Азией – один из главных ресурсов Челябинской области. Но, по мнению ряда экспертов, этот козырь не будет стоить и выеденного яйца, если им правильно не распорядиться.

И тогда роль транзитного узла, которой так дорожит сегодня регион, рискует перейти к соседям - Татарстану, Башкирии или Свердловской области.Чтобы этого не произошло, Южному Уралу нужна выверенная транспортная стратегия, считает Светлана Мячкова, председатель комитета по транспорту и логистике Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты, директор ООО Логистический Центр “FORWARD”.

Варимся в собственном соку

- Проблема в том, что сегодня в области нет структуры, которая бы занялась разработкой этой стратеги и контролировала бы ее исполнение. Есть отдел в министерстве промышленности и природных ресурсов, который занимается промышленным транспортом - железнодорожными грузоперевозками.  Есть управление транспорта в министерстве строительства, но оно курирует только пассажирские перевозки. Министерство экономического развития, которое вроде бы тоже занимается инфраструктурой для бизнеса, но больше сосредоточено на развитии в регионе малого предпринимательства. Получается, что сейчас транспортники варятся в собственном соку и на отраслевых встречах только и делают, что рассказывает друг другу о наболевшем. По моему убеждению, региону нужно создавать свое министерство транспорта.

- А разве отраслевые объединения - тот же комитет, который вы возглавляете, не могут забрасывать инициативы в федеральный Минтранс?

- Да, но часто это игра в одни ворота. Взять хотя бы наш комитет. После заседания мы отправляем инициативы в федеральную Торгово-промышленную палату. Она проводит свое заседание и высылает предложения в Минтранс. Затем министерство должно рассмотреть его и через ТПП ответить нам. Слишком длинная выходит цепочка. Через региональное министерство было бы быстрее. Вот, к примеру, в январе этого года мы отправили в ТПП предложение, касающееся транспортной безопасности. Уже июль, а ответа все еще нет.

Сегодня в Челябинской области более 500 компаний имеют свои железнодорожные подъездные пути и свои вагоны, работают более 600 автотранспортных компаний и около 20 логистических фирм, еще и авиаперевозки хотим развивать, а проблемы, которые возникают в отрасли, адресовать, по сути, некому.

- Какие функции должны быть у регионального минтранса?

- От составления бюджета на транспортно-логистическое развитие региона – куда и сколько нужно потратить, до разработки инициатив в федеральное законодательство.

Перевалочный город

- В стратегии развития Челябинской области до 2020 года есть такой пункт - строительство логистических комплексов. Начало уже положено — возводится мультимодальный ТЛК «Южноуральский» в Увельском районе Челябинской области. По-вашему, станет ли его запуск событием в региональной логистике? 

- В том формате, который был заявлен в презентации, проект, я считаю, недоработан. Думаю, предприниматели  предложили бы его откорректировать, поскольку много вопросов остается по месту расположения, по удобству, по транспортным развязкам. Если в ТЛК планируется перерабатывать 400 контейнеров в сутки и вывоз груза 2 тысячами большегрузными автомобилями, то нужно расширять трассу М36 рядом с ним. В нынешнем виде она не выдержит такого дорожного потока.

- А что касается места расположения комплекса: какие варианты предложили бы вы?

- Челябинск мог бы сам по себе стать перевалочным пунктом. В областном центре хорошие, широкие дороги, нет пробок. При этом есть объездные магистрали, которые никак не соприкасаются с центральной офисной частью города. Все склады размещены на Троицком тракте, который удобно связан с Уфимским трактом. Там же находятся подъездные железнодорожные пути.

Есть еще в Челябинске перевал, который напрямую связывает Уфимский тракт со 2-й Потребительской улицей. Пару лет назад там произошел завал, и до сих пор его не расчистили. Хотя это был удобный перевал для движения большегрузов. Плюс на этом месте много незанятой площади вдоль подъездных путей. И именно здесь, по моему мнению,  можно было бы строить компактные комплексы для переработки грузов. Пусть это будет не одна огромная площадка на 180 гектаров, а несколько ангаров, каждый из которых занимался бы определенной номенклатурой грузов. Уверена, такое строительство окупилось бы года за три. Этим проектом вполне могли бы заинтересоваться предприниматели и начать строительство ангаров за свой счет. Если бы ни одно но – известная всем волокита со сбором разрешительных документов, с получением  земли в аренду и так далее. Пока же в Челябинске нет складского сервиса – нет и грузопотока.

В чем сила?

- В то же время все мы знаем, что Челябинская область имеет уникальное географическое расположение. Что дает региону это преимущество?

- Да, расположение уникально, но оно ничего не стоит, если нет целевой программы использования этого ресурса. Вообще, я бы не стала переоценивать расположение области на карте. Географически выгодны для грузоперевозок из Азии в Европу и Екатеринбург, и Казань, и Уфа, но все же у нас в области относительно недорогая рабочая сила, довольно много земли в аренду и цены на участки не завышены. Плюс хорошие дороги и нет пробок, о чем я уже говорила. Вот эти три столпа – рабочие руки, землю и дороги - нужно использовать, чтобы привлечь бюджетное финансирование к транспортным проектам. А за казенными гарантиями, я уверена, потянутся и инвесторы с деньгами.

Преимущество «шелкового пути» нужно использовать! Иначе это сделают за нас наши соседи. Недавно я просматривала сайт министерства транспорта Татарстана. На ресурсе в открытом доступе лежит транспортная стратегия Республики. Каждый год министр по ней отчитывается: что сделано по целевым программам и сколько на это израсходовано средств. И знаете, в планах правительства Татарстана есть проект по строительству мультимодального логистического комплекса, который соединит Азию с Европой. Действительно, зачем перегружать Челябинск, если груз так же может пройти и через Казань?

- Если Казань, по вашим словам, вполне способна столкнуть Челябинск с «шелкового пути», то как поведет себя Екатеринбург?

- Екатеринбург в плане логистики составляет Челябинску огромную конкуренцию. Свердловчане опережают нас по развитию транспортно-логистического сервиса на лет 10, а то и все 20. У них уже построены удобные логистические склады. Их транспортные компании оказывают по-настоящему качественный сервис, а цены при этом ниже, чем в Челябинске. За счет объемов, конечно. У нас в это же  время транспортно-логистические компании завышают стоимость своих услуг, чтобы окупить затраты и к тому же заработать.

Думаю, к Екатеринбургу в плане логистики стоит присмотреться как к городу, у которого есть чему поучиться.

- Оренбург тоже рядом с Челябинском и ближе к Казахстану.  Стоит ли и в этом городе видеть конкурента по грузопотокам?

- Однозначно нет. Оренбург мог составить конкуренцию, когда не было Таможенного союза и большинство перевозчиков пользовались переходом Орск-Казахстан. По моему мнению, правительство Оренбургской области не особо инвестирует в развитие транспортно-логистического сервиса в регионе. Плюс у них нет такой промышленности и известных во всем мире производственных брендов, как в Челябинской области.

В Китай за лампочками

-  Регион, как вы верно заметили, все-таки надеется развивать авиаперевозки. Не так давно в челябинском аэропорту открыли новый грузовой терминал. Так ли нужен челябинскому бизнесу воздушный коридор для доставки товаров?

- Потребность в доставке грузов по небу есть, особенно нужны бизнесу международные рейсы. Комплектующие для оборудования, техники, дорогостоящую электронику, высокотехнологичное оборудование и скоропортящиеся продукты питания так или иначе лучше везти воздушным транспортом. Но опять-таки этим должны заниматься местные транспортно-логистические фирмы. Зачем проводить груз через Кольцово и растаможивать его там, если мы способны делать это у себя? Но пока заказов мало, и новый терминал, насколько мне известно, почти не работает. Аэропорт обходится прежним терминалом, который не оснащен современными системами обработки грузов и не способен пропускать большие объемы. Для челябинского бизнеса авиадоставка все еще дорогое удовольствие. Сегодня дешевле самому слетать в Китай, чтобы купить, образно говоря,  3 лампочки, чем отправить их авиадоставкой.

Сервис воздушных перевозок у нас не развит, а значит, и  нет объемов, которые бы давали компаниям оборот. Такой вот замкнутый круг получается.

- Как его разорвать и все-таки загрузить самолеты товарами, если потребность в этом есть?

- В этой ситуации я не понимаю упертости южноуральских предпринимателей, которые оказывают транспортные услуги. Они, ссылаясь на мелкие объемы, делают цену на авиаперевозки и складские услуги чуть ли не 5 раз выше, чем в Кольцово!Так что транспортникам начинать надо с себя.Им следует умерить свои аппетиты и какое-то время поработать на минимальной рентабельности, увеличив тем самым заполняемость складов нового терминала.

Но бизнес далеко не всегда готов рисковать. Хотя будь в регионе целевые программы, в том числе, и по развитию грузовых авиаперевозок, эти риски можно было бы как-то нивелировать.

- Светлана Владимировна, вы говорили о Татарстане как о регионе, у которого есть чему поучиться в плане транспортной стратегии. Где еще в России можно подсмотреть подобный опыт?

- Мне кажется, в первую очередь, это все-таки Башкирия и Татарстан. Складывается впечатление, что там живут настоящие патриоты своих республик. Хотелось бы, чтобы и в Челябинской области было больше таких патриотов – и во власти, и в бизнес-сообществе.

Более того, хочется сказать, что Челябинская область – это уникальный, мощный и экономически надежный регион, обладающим большим человеческим ресурсом – отличных профессионалов, которые умеют работать. Необходимо установление конструктивного диалога между предпринимателями, деловым и научным сообществом, торгово-промышленными палатами, федеральными и региональными органами государственной власти для содействия созданию благоприятных условий развития логистических технологий и инфраструктуры в различных сферах предпринимательства в Челябинской области. Если сегодня начать активно реализовывать программу транспортно-логистического развития региона, то мы успешно к 2015 году увеличим грузопоток минимум в два раза и станем примером для других регионов Российской Федерации.



Вернуться к списку