Челябинская область на рынке транспортных и логистических услуг. Состояние и проблемы развития

Министерство транспорта РФ отмечает, что транспортный сектор России функционирует в настоящее время достаточно стабильно, несмотря на проблемы в развитии отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.

За последние 4 года объемы грузовой и пассажирской транспортной работы растут и по отдельным видам транспорта уже достигли докризисного уровня 2008 года [1].

Стратегической целью функционирования и развития транспортной системы является обеспечение посредством транспорта экономического роста и повышения качества жизни нынешних и будущих поколений россиян [1].

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) требуют в кратчайшие сроки реализовать стратегии по перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.

За последний 2012 год наблюдается стабильный рост объема перевозок грузов (относительно уровня предыдущего года) на железнодорожном и автомобильном транспорте, 3% и 4% (таблицы 1, 2). Самый высокий показатель абсолютных объемов перевезенного груза наблюдается на грузовом автомобильном транспорте, что связано с объективным тяготением к автомобильным перевозкам грузопотоков, в соответствии с потребностями развивающегося рынка товаров и услуг [2].

Таблица 1.  Перевозки грузов по видам транспорта, (млн тонн)


Январь-
сентябрь
2011 г.
Январь-
сентябрь
2012 г.
Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.
Транспорт всех отраслей экономики 8460,3 8720,5 103,1
в том числе:


Транспорт отраслей
Минтранса России
7622,9 7900,2 103,6
железнодорожный
общего пользования
921,7 953,0 103,4
промышленный железнодорожный 2503,6 2588,7 103,4
автомобильный 4069,8 4233,9 104,0
морской 25,39 23,87 94,0
внутренний водный 101,7 100,0 98,3
воздушный (гражданская авиация) 0,709 0,713 100,5
Транспорт других министерств и ведомств


трубопроводный 837,4 820,3 98,0

Таблица 2. Коммерческие  перевозки грузов по видам транспорта, (млн тонн)


Январь-
сентябрь
2011 г.
Январь-
сентябрь
2012 г.
Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.
Транспорт отраслей
Минтранса России
2756,1 2834,2 102,8
железнодорожный
общего пользования
921,7 953,0 103,4
промышленный железнодорожный 516,6 534,2 103,4
автомобильный 1190,0 1222,4 102,7
морской 25,39 23,87 94,0
внутренний водный 101,7 100,0 98,3
воздушный (гражданская авиация) 0,709 0,713 100,5

 

На рисунке 1 представлена динамика изменения объема коммерческих перевозок грузов по видам транспорта в январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов, в % к аналогичному периоду предыдущего года [2].

st5.jpg

Рисунок 1 - Динамика изменения объема коммерческих перевозок грузов по видам транспорта в январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов, в %

Из данной диаграммы видно, что помимо сухопутного транспорта грузовладельцы осваивают и авиаперевозки, понятно, что предприниматель, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, не только вовремя занять ключевое место на рынке и в сознании потребителя, но и без промедления удовлетворить образовавшийся спрос, обязательно воспользуется предоставленной возможностью.

Развитие единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек в экономике возможны на основе создания в стране опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидации административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами [1].

Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает соответствующие изменения, являются:

  • развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
  • создание условий для инноваций на транспорте;
  • реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации "узких мест" и "недостающих звеньев" в транспортной инфраструктуре;
  • развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
  • повышение доступности транспортных услуг для наименее обеспеченных слоев населения и для людей с физическими недостатками [1].

Для решения одной из задач транспортной стратегии, а именно: развитие экспорта транспортных услуг, необходиморазвиваться в следующих основных направлениях:

1) увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;

2) повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов и перевозках грузов третьих стран;

3) развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы.

Как видно из рисунка 2 структура экспорта транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за  Iполугодие 2012 года в сравнении с Iполугодием 2011 года выросла на 16% и остаются положительные предпосылки для дальнейшего роста данного показателя [2].

st6.jpg

Рисунок 2 - Структура экспорта транспортных услуг в отраслях
транспортного комплекса за I полугодие 2012 года в сравнении с  I полугодием 2011 года млн. долл. США

На рисунке 3 показана структура импорта транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за I полугодие 2012 года в сравнении с  I полугодием 2011 года. Осевидно, что импорт транспортных услуг российских компаний также увеличивается и эта тенденция будет продолжаться в будущем [2].

st7.jpg

Рисунок 3 - Структура импорта транспортных услуг в отраслях
транспортного комплекса за I полугодие 2012 года в сравнении с  I полугодием 2011 года млн. долл. США

На рисунке 4 соответственно представлена диаграмма распределения экспорта (А) и импорта (Б) транспортных услуг по отдельным видам транспорта [2].

А) экспорт

Б) импорт

st8.jpg

st9.jpg

Рисунок 4 - Структура экспорта (А) и импорта (Б) транспортных услуг по видам транспорта за I полугодие 2012 года

Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:

  • создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают, прежде всего, по уровню налогообложения операторов;
  • создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;
  • создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для отечественных операторов;
  • разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;
  • повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;
  • проведение согласованной «наступательной» политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;
  • разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями [1].

Последние годы заметно участие государства по созданию экономических условий, стимулирующих применение рациональных схем доставки и распределения товаров, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в расчете на единицу транспортной работы. Также активно в транспортной инфраструктуре создаются мультимодальные логистические центры, на рынке транспортных услуг – мультимодальные транспортные операторы, создающие информатизацию транспортного процесса.

Железнодорожный транспорт общего пользования продолжает оставаться ведущим звеном транспортной системы России. Он не имеет экономической альтернативы при освоении значительных по объему стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния. Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования [1].

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации. Сеть аэропортов России должна быть в перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов. Новый подход к удовлетворению спроса на перевозки – участие России в глобальных международных альянсах и сотрудничество авиаперевозчиков внутри страны, с перевозчиками других видов транспорта и стран СНГ [1].

Основой ускоренного товародвижения при условии минимизации транспортных издержек является развитая инфраструктура дорожного хозяйства. В Минтрансе РФ разработана и успешно реализуется стратегия реформирования дорожного хозяйства:

  • обеспечена транспортное единство территории Российской   Федерации, как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из обеспечения доступа к сети по подъездам с твердым покрытием для практически всех населенных пунктов, в которых проживает подавляющая часть населения страны стратегических интересов Российской Федерации;
  • налажено бесперебойное движение на основной части дорожной сети вне зависимости от сезонности и погодных условий;
  • ведутся работы по доведению транспортно-эксплуатационных качеств дорог до уровня международных стандартов;
  • разарабатываются мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий.

В условиях социально-экономических преобразований значимость автомобильного транспорта в транспортной системе страны постоянно возрастает. Быстрыми темпами растет его вклад в обеспечение мобильности населения. Повседневное массовое использование личных автомобилей является одним из главных факторов формирования нового образа жизни. Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его высокой адаптированностью к рыночным условиям. Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации страны, которая носит необратимый характер (таблица 3) [1, 2].

Таблица 3. Перевозки грузов крупных и средних организаций автомобильного транспорта в январе-сентябре 2012 года по федеральным округам.


млн. тонно-км в % к январю-сентябрю 2011 года)
Российская Федерация 28 935,4 139,9
Центральный федеральный округ 7 419,7 121,4
Северо-Западный федеральный округ 11 826,7 209,8
Южный федеральный округ 2 310,5 111,1
Северо-Кавказский федеральный округ 157,1 138,9
Приволжский федеральный округ 3 993,1 103,5
Уральский федеральный округ 2 338,6 115,2
Сибирский федеральный округ 798,3 105,0
Дальневосточный федеральный округ 91,4 89,5

С учетом тесной взаимосвязи сфер использования автомобиля для личных потребностей граждан и в коммерческих целях, структурные преобразования на автомобильном транспорте должны носить комплексный характер. Основными целями преобразований являются:

  • максимальное использование возможностей автомобильного транспорта для повышения мобильности населения и ускорения товародвижения;
  • снижение всех видов издержек, связанных с осуществлением автотранспортной деятельности;
  • снижение негативных последствий автомобилизации.

Данные таблиц 4, 5 и рисунков 4, 5 наглядно демонстрируют положительную тенденцию развития рынка транспортных услуг [2]. Необходимо постоянно вести работу по созданию условия для эффективного функционирования и развития транспортного комплекса страны, удовлетворяющего потребностям населения и экономики в перевозках, способствующего интеграции России в мировую экономику.

Таблица 4.  Грузооборот по видам транспорта, (млрд тонно-километров)


Январь-
сентябрь
2011 г.
Январь-
сентябрь
2012 г.
Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.
Транспорт всех отраслей экономики 3713,2 3790,1 102,1
в том числе:


Транспорт отраслей
Минтранса России
1918,3 2012,8 104,9
железнодорожный
общего пользования
1573,2 1658,1 105,4
промышленный железнодорожный 73,4 77,4* 105,4
автомобильный 160,4 175,1 109,2
Морской 58,31 48,04 82,4
внутренний водный 49,36 50,42 102,1
воздушный (гражданская авиация) 3,603 3,696 102,6
Транспорт других министерств и ведомств


трубопроводный 1794,9 1777,3 99,0

  Таблица 5. Коммерческий грузооборот по видам транспорта, (млрд тонно-километров)


Январь-
сентябрь
2011 г.
Январь-
сентябрь
2012 г.

Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.
Транспорт отраслей
Минтранса России
1768,6 1856,5 105,0
железнодорожный
общего пользования
1573,2 1658,1 105,4
промышленный железнодорожный 6,375 6,719* 105,4
автомобильный 77,75 89,53 115,1
морской 58,31 48,04 82,4
внутренний водный 49,36 50,42 102,1
воздушный (гражданская авиация) 3,603 3,696 102,6

 

Минтранс РФ определили ряд задач, которые необходимо решать в кротчайшие сроки, так как российский экспорт-импорт транспортных услуг постоянно растет и нерешение данных проблем может негативно отразиться на всем рынке транспортных услуг:

  • унификация налоговой среды для перевозчиков, осуществляющих одни и те же виды деятельности;
  • развитие системы страхования ответственности и рисков, связанных с транспортной деятельностью;
  • совершенствование системы статистического наблюдения на транспорте на основе перехода к систематическим выборочным обследованиям;
  • завершение создания законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей транспортно-экспедиционную деятельность;
  • укрепление позиций России при совершенствовании системы многосторонних и двусторонних соглашений об грузовых перевозках;
  • развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров;
  • внедрение эффективных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами;
  • разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка (развитие системы лизинга, льготного банковского кредита и т.д.);
  • создание системы грузовых терминалов и транспортно-логистических центров, в том числе – в составе мультимодальных распределительных комплексов и транспортных узлов;
  • создание информационных систем для обеспечения попутной и обратной загрузки транспорта;
  • развитие информационного и телекоммуникационного обеспечения грузовых перевозок, в том числе, с использованием спутниковых систем;
  • обеспечение приоритета экономических методов воздействия и стимулирования деятельности предприятий и организаций транспортного комплекса в обеспечении безопасности движения. Значительное ужесточение санкций, применяемых в случае серьезных нарушений правил дорожного движения.

st10.jpg

Рисунок 5 - Динамика коммерческого грузооборота по видам транспорта
в январе-сентябре 2012 года и в январе-сентябре 2011 годов, в % к аналогичному периоду предыдущего года

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы и обусловливает необходимость возможно более полного учета интересов и особенностей отдельных регионов. Территориальный фактор в целом негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая часть России – территория с очень низкой плотностью населения, что резко увеличивает потребные затраты на создание транспортной инфраструктуры [1].

Приоритетными центрами транспортной логистики на Урале являются крупнейшие промышленные и транспортные узлы – Екатеринбург и Челябинск.

При этом необходимо оценить потенциал Челябинска, как комплексного транспортного узла, связанного со всеми субъектами Федерации, Казахстаном, и может стать транспортно-логистическим центром России (таблица 6, рисунок 6) [3].

Таблица 6. Перевозки грузов транспортом на коммерческой основе по Челябинской области


2012,
тыс. тонн
2012
в % к
2011
Декабрь 2012,
тыс. тонн
В % к Справочно:
декабрю 2011 ноябрю 2012 2011
в % к
2010
декабрь 2011
в % к
декабрю 2010 ноябрю2011
Перевозки грузов транспортом  109,4 102,1 89,4 100,0 93,8 98,0
в том числе:
железнодорожным
1) 106,7 1) 99,8 91,7 105,5 99,0 97,3
автомобильным  10517,3 139,8 758,2 129,0 73,3 63,0 58,8 107,4

1) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4, п. 5; ст. 9, п. 1).

st11.jpg

 Рисунок 6. - Динамика перевозки грузов на коммерческой основе по видам транспорта в январе-декабре 2012 года и в январе-декабре 2011 годов, в %

Возрастающая конкурентоспособность автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным и речным транспортом за счет повышения скорости доставки, обеспечения ритмичности перевозок, возможности доставки груза от двери до двери делает целесообразным переключение на него значительной части перевозок (таблица 7) [3]. 

Таблица 7. Грузооборот транспорта на коммерческой основе по Челябинской области


2012,
млн.
т - км
2012
в % к
2011
Декабрь
2012,
млн.
т - км
В % к Справочно:
декабрю 2011 ноябрю2012 2011
в % к
2010
декабрь 2011
в % к
декабрю 2010 ноябрю2011
Грузооборот транспорта 103,2 99,3 96,2 108,4 108,9 94,6
в том числе:
железнодорожного
1) 102,6 1) 97,8 95,2 108,1 109,6 94,7
автомобильного 1739,6 126,4 160,3 160,0 129,6 120,9 86,4 88,8

 

Обследование деловой активности организаций автомобильного транспорта, осуществляющих грузовые перевозки.

Доля автотранспортных организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, руководители которых оценили экономическую ситуацию как «благоприятную» и «удовлетворительную», в IV квартале 2012 года составила 80% против 86% в III квартале 2012 года [3].

Основываясь на том, что Челябинская область является промышленным регионом, а потребители продукции наших предприятий – это организации Урала и Сибири, то хотелось бы, чтобы воздушное сообщение охватывало и данные регионы.

Относительно международных перевозок – то конечно интерес представляют страны Таможенного союза и СНГ. Также предприниматели Челябинской области активно учувствуют в выставках в Италии, Германии, Китае. Таким образом,  в период сезонов проведения выставок (осень и весна) необходимо активировать работу авиаперевозок по этим направлениям.

Для того, чтобы прогнозировать загруженность транспортно-логистических комплексов, надо решить проблемы,  с которыми сталкиваются логистические и транспортные компании Челябинской области:

1.Отток грузопотока и клиентов в другие регионы РФ.

2.Большая конкуренция среди транспортных компаний.

3.Плохой сервис логистических услуг.

4.Автономная логистика, производственные и торговые фирмы содержат собственный парк подвижного состава и складской комплекс.

5.Нет комплексности услуг (необходимо 3PL или 4PL операторы).

6.Сокращение грузопотока (в тоннах) более чем на 20%  в 2012 году.

7.Пустующие склады (загрузка складских мощностей на 20-30%).

Очевидно, что необходимо организовать работу по нескольким направлениям:

  • Повышение уровня логистических комплексов:  складские площади компании должны не только удовлетворять требованиям, связанным с классификацией складов, но и позволять обрабатывать разнородные номенклатурные справочники.
  • Развитие транспортной сети.
  • Формирование конкурентоспособной стоимости оказываемых услуг.
  • Интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Комплексность оказания услуг.
  • Внедрение технологи и автоматизированных систем в работу транспортной и складской логистики.

Транспортная инфраструктура Челябинской области должна модернизироваться на основе следующих принципов:

1.Концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах и всемерное ускорение их реализации, в том числе, с привлечением для этой цели иностранных заимствований;

2. Использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;

3.Координация развития инфраструктуры различных видов транспорта;

4.Создание международного центра логистики в Челябинской области на основе методов стратегического менеджмента и управления проектами для повышения эффективности экономики региона;

5.Повышение спроса на логистические услуги и появление логистических операторов, которые, в свою очередь, будут предоставлять эти услуги.

Таким образом, в целях содействия формирования транспортной и логистической инфраструктуры, развитию предпринимательства в сфере логистики и транспорта, налаживанию устойчивых деловых связей предпринимателей Челябинской области, других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, необходимо уже сегодня максимально сконцентрироваться на решение основных проблем и продолжать двигаться в направлении, определенном в транспортной стратегии Российской Федерации.

Список используемых источников:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации / www.mintrans.ru

2. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень январь-сентябрь 2012 года / www.mintrans.ru

3. Статистика «Транспорт и связь» Челябинская область январь-декабрь 2012 года / www.chelstat.gks.ru

Вернуться к списку