Транспортный аудит - основа оценки эффективности работы автотранспортного предприятия

УДК 656.13.07
С.В. Мячкова, канд. техн. наук, генеральный директор
ООО Логистический Центр «FORWARD», г. Челябинск


Аннотация.

В статье освещаются вопросы использования автомобильного транспорта, его технологических и организационных преимуществ; выявления существующих резервов повышения эффективности эксплуатации автомобилей, технического и технологического уровней транспортных средств и оборудования; развития современных механизмов обновления подвижного состава; совершенствования структуры парка подвижного состава автотранспортных предприятий с учётом современных принципов управления и организации деятельности в условиях рыночной экономики.

В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок, по данным различных источников, сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой конкуренции.

Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным [3].


Несоответствие парка грузового автотранспорта сложившемуся к настоящему времени потребительскому спросу на рынке транспортных услуг требует от предприятий отрасли провести обновление подвижного состава. Так, фактическая доля бортовых автомобилей по экспертным оценкам составляет 25-30%, превышая рациональную долю примерно в 3 раза. В то же время количество грузовых автотранспортных средств со специализированными кузовами: «рефрижераторы», «цистерны» и другие – для качественного обслуживания потребителей транспортных услуг, в эксплуатации явно недостаточно.



Структура расходов грузовых перевозок по-прежнему остается далекой от оптимальной. По оценочным данным за 2012 год наибольший удельный вес в затратах на грузовые перевозки составляют расходы на автомобильное топливо, которые по оценкам экспертов превышают 20%.


Традиционные системы калькуляции затрат не располагают эффективными инструментами по управлению этими видами деятельности и связанными с ними затратами [4, 5].


Учитывая все ограничения, можно определить факторы, определяющие критерии оценки эффективности подвижного состава.


  1. Структура автопарка. Уровень специализации и концентрации автопредприятия (АТП).
  2. Организация технологии технического обслуживания и ремонта.
  3. Обеспеченность материально-техническими ресурсами.
  4. Объем и структура перевозок.
  5. Формы и методы организации управления АТП и перевозочным процессом.

Работа автомобильного транспорта характеризуется различными показателями: техническими, производственными, эксплуатационными, эстетическими, экологическими, экономическими. Таким образом, выделить какой-то один параметр из обширного ряда показателей для оценки автомобиля трудно [7].


Для принятия рационального решения, в настоящее время используют алгоритмом решения задач оперативного планирования (Таблица 1) [2].


Таблица 1

Классификация методов решения задач оперативного планирования в автотранспортном предприятии

Задача оперативного планирования грузовых перевозок Методы решения
Точные Приближенные
1. Задача определения кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети Непосредственный замер расстояния на местности. Замер расстояний по масштабным картам (планам).
Формула расчета длины отрезка.
Таблица кратчайших расстояний.
Встроенные возможности электронных атласов.
2. Выбор вида транспорта Логический выбор
3. Транспортная задача Метод Хичкока.
Метод Креко.
Модифицированный распределительный метод (потенциалов).
Встроенные возможности Microsoft Excel.
Метод северо-западного угла.
Метод двойного предпочтения.
Метод Фогеля.
4. Задача маршрутизации (коммивояжера) Метод «ветвей и границ» Ускоренный метод «ветвей и границ».
Метод сумм.
5. Задача определения пунктов, включаемых в один развозочный маршрут Метод воображаемого луча (Свира)
Метод Кларка-Райта
6. Задача выбора типа подвижного состава Метод определения области целесообразного применения подвижного состава по критерию «себестоимость перевозки». Логический выбор.
Расчет часовой производительности подвижного состава.
7. Задача загрузки транспортного средства «о рюкзаке» Методы целочисленного программирования. Методы случайного поиска.

Интеллектуализация предпринимательства в России в настоящее время создает благоприятные условия для повышения роли образования как основы формирования и развития интеллектуальных ресурсов, создания и внедрения новых знаний в экономику. Система образования интегрирует в предпринимательство, что способствует эффективному обмену знаниями, опытом, использованию совершенных научных методов производства, росту образованности предпринимательства, что положительно сказывается на отрасли в целом [1].


Назрела необходимость эффективно внедрять в практическую работу АТП достижения научного мира. На наш взгляд транспортный аудит может стать «мостиком», который соединит теорию и практику.


Транспортный аудит – комплекс мероприятий направленных на выявление и оценку экономических результатов всех сторон деятельности автотранспортного предприятия, определение напряженности плановых заданий и эффективности их выполнения, вскрытие резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также на подготовку и повышение обоснованности текущих и перспективных управленческих решений. Проводится аудит на основе технико-экономического анализа, так как он охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия [6].


Предметом технико-экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятия, рассматриваемая, во взаимосвязи с технической стороной производства, социальным развитием коллектива и экономической политикой на данном этапе развития.


Основные задачи аудита:


  • Изучение основных методов, принципов и форм организации работы АТП.
  • Анализ системы управления АТП.
  • Оценка эффективности принятия управленческих решений.
  • Рекомендации по повышению эффективности использования подвижного состава [10].
Результаты Транспортного аудита:
  1. Выявление «слабых мест» в системе управления АТП, организации перевозочного процесса, службе технической эксплуатации подвижного состава и т.п.
  2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности организации работы, планирования и управления АТП.
  3. Построение объективной системы контроля эксплуатации как отдельно взятого транспортного средства, так и парка АТП в целом.
  4. Формирование программы обучения персонала АТП, целью которой является эффективная эксплуатация подвижного состава.
  5. Разработка мероприятий, позволяющих адаптироваться АТП к меняющимся рыночным условиям.
  6. Определение ключевых показателей оценки эффективности работы объектов аудита.
Результаты внедрения разработанных рекомендаций:
  1. Эффективная производственная программа по эксплуатации подвижного состава:
    • эксплуатационные показатели (коэффициент выпуска автомобилей на линию, время в наряде, коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъемности, время простоя под погрузкой-разгрузкой);
    • производственная база (списочное количество автомобилей, грузоподъемность парка, автомобиле-дни в хозяйстве, автомобиле-дни в работе);
    • суточная программа для одного автомобиля;
    • программа перевозок по парку за год (объем перевозок, грузооборот, количество ездок, производительность подвижного состава).
  2. Высокоточная автоматизированная система контроля расхода эксплуатационных материалов:
    • расход топлива (на пробег, на грузооборот, на ездку, на час работы и т.п.);
    • смазочные и прочие эксплуатационные материалы.
  3. Обоснованная программа по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава:
    • периодичность ТО (по норме, по факту)
    • количество ТО (по норме, по факту)
    • трудоемкость ТО и ТР.
  4. Бизнес-план по работе автотранспорта в предприятии:
    • собственный подвижной состав или привлеченный (для торгового или производственного предприятия);
    • рекомендации по выбору оптимального подвижного состава для АТП.
  5. Установка на подвижной состав современной системы ГЛОНАСС/GPSмониторинга транспорта и контроля топлива.

Понятно, что при проведении транспортного аудита затрагиваются в се службы АТП, но наибольший интерес представляет служба эксплуатации.


Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации, в частности диспетчерская служба, на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.


В помощь диспетчерам разработаны и широко используются следующие разработки:


  1. Система спутникового мониторинга автотранспорта, в частности основанная на системе ГЛОНАСС / GPSGSM.
  2. Транспортная биржа, в качестве интернет - площадки, где можно заключать сделки по организации перевозки грузов автомобильным транспортном.
  3. Маржинальный автокалькулятор – программное обеспечение, позволяющее организовать маршрут с наименьшими совокупными затратами на ТЭ.
  4. RAZSTRUCTOR– программа, позволяющая на основе технико-эксплуатационных показателей сформировать рациональный парк подвижного состава.

Далее более подробно рассмотрим каждый ресурс.



Производители системы спутникового мониторинга сообщают [8], что система ГЛОНАСС /GPS GSM мониторингаавтотранспорта позволяет контролировать местоположение и состояние автотранспорта в режиме реального времени. Данные о контролируемом транспортом средстве поступают непосредственно к диспетчеру системы мониторинга транспорта с задержкой не более 10 секунд. В зависимости от настроек GPS GSM модуля мониторинга, данные о текущем местонахождении, скорости и курсе движения транспорта фиксируются системой не реже установленного времени (от 5 секунд и выше) а также при совершении поворотов и изменении показаний датчиков.



Все отчеты могут быть мгновенно экспортированы в формат EXCEL и HTML или распечатаны. Пользователь может мгновенно увидеть любую стоянку или движение на карте, кликнув на соответствующей строчке отчета.


  1. Отчет по заправкам/сливам и графики расхода топлива с подключением штатного датчика уровня топлива к системе GPS мониторинга и слежения за автомобилями. Использование GPS мониторинга позволяет с высокой точностью определять место и время заправок или сливов, а диспетчерское программное обеспечение отобразить эти события на карте.
  2. «Контроль пробега для своевременного прохождения ТО». Этот программный модуль позволяет контролировать текущий пробег автомобилей и при достижении заранее заданного пробега – автоматически отправляет по электронной почте заинтересованным лицам соответствующие сообщения. Поскольку ТО осуществляется по показаниям штатного прибора автомобиля, который может иметь значительную погрешность, существует возможность задать коэффициент для автоматического пересчета пробега.
  3. Автоматическое прокладывание маршрута по заданным точкам (с заданным порядком их прохождения). Вычисляется протяженность маршрута между точками и общая протяженность.

Все это позволяет службе эксплуатации АТП более эффективно планировать и контролировать выполнение заявок заказчиков.


Далее рассмотрим работу транспортной биржи [9]. Транспортная биржа позволяет найти предложения о перевозке грузов с оптимальными соотношениями цены и качества. Это позволяет экономить время и деньги.


1) Для каждой задачи можно найти подходящего перевозчика. В качестве фильтра могут служить различные критерии. Таким образом, можно исключить некоторых грузоперевозчиков из своего списка или наоборот.

2) На сайте Транспортной биржи можно акцептировать предложенный системой вариант или же самостоятельно выбрать перевозчика на основе соответствующих данных.

3) Существующие доступы к системе транспортной биржи и все трансакции закодированы в соответствии с новейшим уровнем техники и, в рамках возможного, защищены от вируса.

4) Транспортная биржа предлагает большой выбор актуальных загрузок. Позволяет уменьшить число холостых пробегов, оптимизировать загруженность подвижного состава, поиск новых клиентов.

5) Наряду с удобством работы в системе грузоперевозчик сам выбирает оптимальное соотношение цены и качества.

6) Транспортная биржа предлагает удобную систему поиска и обозрения рынка и цен.

7) При подтверждении ставки происходит юридическое заключение договора между грузовладельцем и перевозчиком. Партнеры получают коммуникационные данные для оформления фрахтового письма, а система документально регистрирует этот процесс.


Транспортная биржа имеет важное коммуникационное значение для организации работы службы эксплуатации и заказчиков.


При междугородных перевозках важную роль играет работа по оперативному управлению перевозками, так как именно диспетчерская служба обеспечивает загрузку исправного подвижного состава.


В процессе работы по поиску загрузки подвижного состава рассматриваются десятки вариантов, из которых надо выбрать оптимальный.


К сожалению, критерием оптимальности в большинстве случаев выступает доход, так как именно по нему диспетчерской службе обычно начисляется зарплата. Складывается ситуация – доходов много, а прибыли в предприятии нет, так как велики и расходы.


Для повышения эффективности работы транспортного предприятия предлагается оценивать маршруты и работу диспетчерской службы по маржинальной прибыли. Для её фактического определения необходимо отойти от общепринятого определения переменных расходов в расчёте на 1 км пробега, так как часть затрат приходится на каждую ездку с грузом (экспедирование) и время оборота (суточные, проживание), которое тоже зависит от количества ездок, мест и условий погрузки-разгрузки.


Для практического решения данной задачи был разработан «Маржинальный автокалькулятор». При его работе предусмотрены два справочника – по нормам и подвижному составу (Рисунок 1).


st1.jpg

Рисунок 1 - Данные по кругорейсу

Для оценки эффективности использования подвижного состава загружаются из справочников необходимые данные по нормам и подвижному составу и вводятся данные по кругорейсу, после чего производится расчёт маржинальной прибыли за кругорейс (Рисунок 2).



Предполагается, что денежные расходы на подвижной состав (приобретение, лизинг) носят постоянный характер, так как не зависят от выполняемой транспортной работы.


st2.jpg

Рисунок 2 - Расчёт маржинальной прибыли за кругорейс

Исходя из этого, переменные расходы за кругорейс складываются из трёх составляющих.
  1. Пробег (топливо, зарплата водителей, техническое обслуживание и ремонт, амортизация шин).
  2. Время в движении (рассчитывается через транспортную скорость с учётом времени отдыха водителей).
  3. Количество мест погрузки-разгрузки (затраты времени на погрузку-разгрузку и экспедирование).

Использование маржинального калькулятора позволяет службе эксплуатации быстрее и объективнее оценивать предлагаемые варианты загрузки подвижного состава.


С целью повышения эффективности автотранспортного предприятия разработан программный продукт RAZSTRUCTOR, позволяющий определять рациональную структуру парка подвижного состава исходя из анализа фактических технико-эксплуатационных показателей работы каждого автотранспортного средства [7].


После ввода исходных данных по подвижному составу за анализируемый период нажатия клавиши «Расчет!» программа автоматически проверяет каждое транспортное средство, согласно введенного алгоритма, в котором заданы границы определения рациональной структуры парка подвижного состава АТП. В окне «Определение действий» определяется область, в которой находится данное транспортное средство, а именно (Рисунок 3).

st3.jpg

Рисунок 3 – Анализ существующей структуры парка подвижного состава автотранспортного предприятия

- Область 1: Эффективный подвижной состав;
- Область 2: Развитие технической службы;
- Область 3: Развитие службы эксплуатации;
- Область 4: Неэффективный подвижной состав.

Программа RAZSTRUCTORрассчитывает коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска автомобиля на линию, показатель оценки эффективности эксплуатации подвижного состава по всему автопарку и оценивает работу служб АТП. Возможно сохранение информации об анализируемом транспорте во внешней папке. Загрузка введенных ранее данных, сохраненных во внешней папке, позволяет после проведения необходимых мероприятий по каждой транспортной единицы и/или по АТП в целом, определить рациональную структуру парка подвижного состава.


Для отчетности и проведения анализа проделанной работы программа RAZSTRUCTORпозволяет выводить расчетные данные на печать (Рисунок 4), а также для наглядности анализа существующей структуры парка подвижного состава АТП переводить табличный формат в графический.


st4.jpg

Рисунок 4 – Вывод на печать анализа существующей структуры парка подвижного состава АТП

Использование предложенных выше инструментов для работы службы эксплуатации АТП позволит повысить эффективности эксплуатации парка подвижного состава автотранспортного предприятия, а лицу, принимающему решение, используя объективные данные, определять мероприятия для повышения эффективности работы АТП в целом.



Хочется подчеркнуть, что экономика знаний, в качестве основного ресурса выдвигает науку, как важный инструмент конкурентоспособности предприятия на рынке. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал [1].


Развитие теории грузовых перевозок автомобильным транспортом должна активно использовать имеющиеся на сегодняшний день научные и практические разработки. Более того, в настоящий момент назрела необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в использовании интеллектуального продукта и высокотехнологичного продукта (ноу-хау, программное обеспечение, методика, технология и т.п.), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или скорее интеллектуалы предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.


Библиографический список

  1. Ахтямов, М.К. Интеллектуальная поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике: мат-лы междунар. науч. конф., посвященной 20-летию кафедры маркетинга СПбГУЭФ (27–29 сентября 2009 г.). – СПб.: СПбГУЭФ, 2009. – С.47-60.
  2. Будрин, А.Г. Развитие транспорта и логистики: выявление и оценка синергетических эффектов / А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, И.Г. Жданова и др.; под общ. ред. Е.В. Будриной, В.С. Лукинского. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 230 с.
  3. Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки / А.Э. Горев. - М.: Изд.центр "Академия", 2004. – 286 с.
  4. Евдокимов, Н.А. Современные методы управления затратами в транспортной компании / Н.А. Евдокимова // Вестник транспорта. - 2004. - №4. – С. 31-34.
  5. Ершова, Н.Б. Совершенствование учета затрат на грузовые перевозки автомобильным транспортом: дис. ... канд. тех. Наук / Н.Б. Ершова. – М., 1985. – С. 49-68.
  6. Мячкова, С.В. Аудит автопарка как инструмент естественного отбора / С.В. Мячкова, Н.К. Горяев // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2009. - №1. - С. 36-40.
  7. Мячкова, С.В. Обоснование требований к рациональной структуре парка подвижного состава автотранспортного предприятия / С.В. Мячкова, Н.Н. Якунин // «Транспорт Урала». – 2010.- №4 (27). - С. 21-26.
  8. www.scout-gps.ru
  9. www.benelog.com
  10. www.transinfocenter.ru
Вернуться к списку